Новый регламент земляных работ и озеленения муниципальных образований региона рассматривался на совещании Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области», прошедшем в здании Правительства Самарской области.
В мероприятии приняли участие представители органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и поселений, а также специалисты Самарской Губернской Думы и областного министерства строительства.
Необходимость проведения совещания по указанной теме была обусловлена тем, что в соответствие с федеральным законодательством была признана утратившей силу с 24.07.2022 статья 3.2 Закона Самарской области от 12.07.2006 № 90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области», относившая предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников и предоставление разрешения на осуществление земляных работ к процедурам, определяемым правилами благоустройства территории муниципального образования.
Изменения федерального законодательства были связаны с улучшением инвестиционного климата в строительстве. Вместе с тем неурегулированным остается вопрос о целесообразности сохранения соответствующих процедур в сферах, связанных с осуществлением земляных работ и рубкой деревьев и кустарников (например, на территориях общего пользования в случаях, когда это не связано с ведением строительных работ и административными процедурами в сфере строительства).
Регламентация вопросов осуществления земляных работ и озеленения (в том числе рубки или удаления деревьев и кустарников) в соответствии с частью 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к вопросам благоустройства муниципального образования. Это также следует из содержания положений приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2021 № 1042/пр «Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований». Вследствие этого муниципальное образование может в правилах благоустройства урегулировать вопросы осуществления земляных работ и озеленения (в том числе рубки или удаления деревьев и кустарников) самостоятельно.
Тем не менее, в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 247-ФЗ) любые требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности и предоставления разрешений называются обязательными требованиями. Согласно части 7 статьи 2 Федерального закона № 247-ФЗ обязательные требования, предусматривающие установление в отношении граждан и организаций разрешительных режимов (в формах лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы, получения согласований, заключений и иных разрешений), устанавливаются федеральными законами, а в случаях, определенных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Изложенное означает, что любая разрешительная процедура, связанная с обязательными требованиями в правилах благоустройства (в том числе предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников и предоставление разрешения на осуществление земляных работ), может быть предусмотрена правилами благоустройства лишь в том случае, если существование такой процедуры предопределено федеральными законами или в случаях, определенных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимости поиска иных решений, отличных от разрешительных процедур при осуществлении земляных работ или удалении зеленых насаждений. Как представляется, альтернативой регулирования могла бы стать уведомительная процедура, например, по аналогии с процедурой, применяемой при уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (см. статью 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в рамках совещания участники встречи высказали свое мнение о возможности закрепления уведомительной процедуры в новом регламенте земляных работ и озеленения при благоустройстве муниципальных образований, а также обсудили особенности порядка привлечения к административной ответственности за нарушение соответствующей уведомительной процедуры.
Более подробные и обоснованные ответы и предложения по тематике встречи должны поступить в Ассоциацию до 9 сентября 2022года для обобщения и принятия общего решения по проблеме, связанной с регламентацией земляных работ и удаления зеленых насаждений в правилах благоустройства муниципальных образований с учетом последних изменений законодательства.
По материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области»