Единая площадка благоустройства страны

Голосование Опыт городов

Голосования за объекты благоустройства, в рамках которых граждане выбирают, какую территорию нужно привести в порядок в первую очередь, стали для нас уже делом привычным. Однако не везде они проходили онлайн. И вот теперь, чтобы упростить и систематизировать опрос граждан, дать россиянам во всех регионах страны возможность принимать участие в благоустройстве, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ запустило общефедеральную рейтинговую платформу по голосованию за объекты благоустройства.

Из истории вопроса

Нужно сказать, что еще в 2018 году, оглашая Послание Федеральному собранию Российской Федерации, Президент Владимир Путин призвал развернуть масштабную программу пространственного развития страны, включая развитие городов и других населенных пунктов. «Обновление городской среды должно базироваться на широком внедрении передовых технологий и материалов в строительстве, современных архитектурных решениях, на использовании цифровых технологий в работе социальных объектов, общественного транспорта, коммунального хозяйства, что, в том числе, позволит обеспечить прозрачность и эффективность системы ЖКХ, чтобы граждане получали качественные услуги и не переплачивали за них», –

отметил глава государства.

При этом согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Правительству РФ предписывалось создать механизм прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды и увеличить долю граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30% к 2024 году.

 В этом году – 1 января – вступили в силу поправки в Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1710 «Об утверждении  государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», которыми введены дополнительные обязательства субъектов РФ, необходимые для получения субсидии из федерального бюджета на поддержку региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды. В частности, теперь органы местного самоуправления должны обеспечивать обязательное размещение в Интернете государственных, муниципальных программ и иных материалов по вопросам формирования комфортной городской среды, которые выносятся на общественное обсуждение, и результатов этих обсуждений, а также возможность направления гражданами своих предложений в электронной форме. Кроме того, им следует организовать проведение электронного голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальных программ. При этом изначально предполагалось, что регионы будут сами создавать онлайн-площадки для голосования по тем объектам, благоустройство которых планируется. Однако анализ готовности субъектов РФ показал, что не все регионы могут оперативно исполнять эту обязанность. Именно поэтому Минстроем России по согласованию с Правительством РФ и Администрацией Президента РФ было принято решение запустить единую общефедеральную платформу по голосованию за объекты благоустройства.

Достаточно всего несколько кликов

Стартовало онлайн-голосование по отбору объектов благоустройства в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда» – 26 апреля. Теперь, на протяжении пяти недель, до 30 мая на платформе za.gorodsreda.ru и на сайте «Госуслуги» каждый гражданин России в возрасте от 14 лет может отдать свой голос за ту или иную территорию или дизайн-проект по благоустройству. Всего на голосование выставлено порядка 6 тыс. объектов.

Как отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Максим Егоров, «этот проект позволит использовать технологии «умного города» для более продуманного формирования городской среды. Благодаря платформе каждый россиянин старше 14 лет сможет принять участие в составлении плана по благоустройству. Его голос может повлиять на то, какие территории будут ремонтироваться и приводиться в порядок в первую очередь – и для этого достаточно всего несколько кликов. Никто, кроме самих горожан, не знает лучше, что должно находиться рядом с их домом, какие объекты должны быть в парке, как лучше сделать набережную. Поэтому платформа выведет городскую среду в России на качественно новый уровень».

Действительно, платформа представляется сегодня одним из наиболее эффективных инструментов вовлечения граждан в вопросы благоустройства. Она упрощает и систематизирует опрос граждан в части городской среды во всех регионах России, помогает им принимать участие в формировании облика своих городов, делает так, чтобы их пожелания и потребности учитывались при работе с территориями. Это, в свою очередь, значительно упрощает создание востребованных, полезных пространств. В результате – экономия средства бюджета, снижение числа конфликтов на почве городской среды, например, из-за того, что парковки занимают общественное  пространство.

Как подчеркнул вице-премьер федерального правительства Марат Хуснуллин, общероссийская платформа должна помочь местным властям сформировать списки территорий на благоустройство с учетом потребностей жителей. При этом задача новой площадки – не просто рассказывать о том, что жители могут принимать участие в жизни города, но охватить как можно больше граждан из разных групп населения, чтобы учесть их мнение.

Более того, популярные у горожан территории становятся точками роста – правильное, востребованное благоустройство повышает экономическую привлекательность территории, дает новые возможности для развития бизнеса за счет роста трафика. Благоустройство повышает также стоимость недвижимости, создает предпосылки для появления новых рабочих мест в сфере услуг, повышаются отчисления в бюджет.
Разработчиком новой платформы и ее оператором стала АНО «Диалог Регионы», которая уже запустила в российских регионах Центры управления регионом (ЦУР) и систему «Инцидент Менеджмент». Они нацелены на сбор отзывов граждан о существующих проблемах и способствуют более оперативным ответам на запросы жителей в соцсетях.

Говоря о реализации этого крайне востребованного проекта, генеральный директор АНО «Диалог Регионы» Алексей Гореславский сказал: «В 2020 году, с учетом всех ограничений, очень многие активности перешли в онлайн. И мы понимаем всю важность возложенной на нас задачи – вовлечение жителей в процесс отбора территорий на благоустройство тоже может и должно быть дистанционным. Поэтому запуск платформы, которая позволит наладить онлайн-сбор мнений по городской среде, – это ключевой для нас проект в этом году. Мы хотим сделать так, чтобы платформа стала  единой базой знаний для всей страны. По сути, это будет архив, в котором  можно будет посмотреть, что было сделано, что будет, как идет этот процесс».

Максимальная простота и доступность

Голосование устроено максимально просто. Проголосовать можно на сайте платформы za.gorodsreda.ru, зарегистрировавшись через подтвержденную запись в «Госуслугах» или по подтвержденному номеру телефона, а также на самом портале «Госуслуг». При этом нужно помнить, что привязка будет именно к тому месту, где гражданин зарегистрирован, то есть, например, из Москвы нельзя проголосовать за Нижний Новгород или другие субъекты.

После авторизации пользователь может выбрать регион своего проживания и территории, которые, по его мнению, нуждаются в благоустройстве. После голосования на электронную почту пользователя придет подтверждение о том, что его голос учтен. Территории, набравшие по итогам голосования наибольшее количество голосов, попадут в адресный перечень территорий, подлежащих благоустройству в следующем году. Причем на сайте можно отслеживать то, как меняется объект, за который голосовал пользователь, – соответствующую информацию будут своевременно актуализировать.

Получить консультацию также можно и у волонтеров: в каждом регионе на протяжении всего периода голосования функционирует волонтерский штаб. Здесь волонтеры отвечают на вопросы об объектах, по которым проводится голосование, рассказывают о федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды». Помимо этого они помогают жителям проголосовать упрощенно, «на месте» – для этого у волонтеров есть облегченная версия платформы, а гражданину для голосования необходим лишь номер телефона.

Нужно сказать, что такая форма голосования стала весьма популярной не только у жителей, но и у самих волонтеров. Это стало очевидным, когда выяснилось, что в команду добровольцев по поддержке общероссийского голосования за объекты благоустройства зарегистрировались более 32 тыс. человек. Это в 2,5 раза больше запланированного набора в 13 тыс. добровольцев. Лидерами по темпам набора волонтеров стали республики Башкортостан и Мордовия, Краснодарский и Ставропольский края, Ивановская, Кировская, Костромская и Рязанская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ. Эти регионы привлекли больше всех заявок как в целом, так и относительно запланированного уровня.

«Мы получили почти 32,4 тыс. заявок на волонтерское участие, хотя планировали набрать только 13 тыс. человек. Такой отклик на призыв присоединиться к проекту голосования за благоустройство наглядно показывает, насколько важна для наших граждан тема городской среды, как сильно они верят в будущее своих родных городов. Добровольцы окажут неоценимую поддержку – благодаря им максимальное число граждан узнает о том, что они могут принимать участие в жизни города и что делать это очень просто», –

отмети министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин.

Существует и еще одна возможность не остаться в стороне от этого важного дела. Минстроем России организована работа горячей линии по вопросам электронного рейтингового голосования за объекты благоустройства, которая работает с 19 апреля по 30 мая в круглосуточном режиме. Единый бесплатный номер 8 (800) 600-20-13 доступен для каждого гражданина из любого уголка России. Здесь жителям оказывается консультативная помощь по вопросам работы платформы, проведения рейтингового голосования, возможностям и форматам внесения личного вклада в развитие своего города. «Мы впервые запускаем единую всероссийскую платформу по голосованию и понимаем, что у некоторых граждан могут возникнуть вопросы, как именно на ней можно будет проголосовать. Ответы на все вопросы можно будет получить на бесплатной горячей линии, которая будет работать непрерывно 24 часа в сутки 7 дней в неделю до самого конца голосования», –

пояснил замглавы Минстроя России Максим Егоров.

Помимо этого, и в каждом регионе также работают региональные горячие линии, на которые жители могут обратиться за разъяснениями по конкретным проектам или территориям в своем городе.
Из всего вышеперечисленного можно сделать только один вывод –подготовка властей к голосованию в этом году проведена на высочайшем уровне. Теперь, чтобы подтвердить это утверждение, остается только  дождаться результатов. Впрочем, уже известно, что четверо из пяти россиян, или 83%, были готовы принять участие в онлайн-отборе территорий для благоустройства. Такие результаты следуют из опроса, проведенного исследовательской платформой Mail.ru Group. В нем приняли участие 1,6 тыс. респондентов старше 18 лет со всей России. Каждый третий – это 37% – знали о том, что они смогут голосовать за объекты благоустройства, а среди москвичей об этом были осведомлены более половины. Если говорить о возрастных группах, то активнее всего граждане в возрасте от 55 лет и в группе 25–34 года – в них принять участие в голосовании за объекты благоустройства собирались 88% и 84% опрошенных соответственно. В возрастной группе 18–24 года этот показатель чуть меньше, но тоже находится на довольно высоком уровне – он составил 74%. Цифры действительно внушительные, что, безусловно, свидетельствует об интересе жителей страны к вопросам благоустройства территорий. Такого же мнения придерживается и советник генерального директора АНО «Диалог Регионы» Александр Похлебаев. В частности, он сказал: «Анализируя  обращения в социальных сетях, можно отметить, что тема ЖКХ волнует граждан и всегда входит в ТОП-3. Если посмотреть статистику за 2020 год, то мы увидим, что 280 тысяч сообщений поступило по категории «Дороги», а по «ЖКХ» и «Благоустройству» суммарно 494 тысячи обращений. Именно поэтому при разработке общероссийской платформы по голосованию за объекты благоустройства мы опирались не только на решение технических задач. Наша главная цель была – повысить вовлеченность граждан в деятельность, направленную на изменение окружающего городского пространства в лучшую сторону».

Разговор в онлайн-режиме

Если говорить о будущем нового проекта, то, по словам Егорова, в дальнейшем платформа позволит в оперативном режиме получать аналитику по запросам и потребностям граждан, подскажет, где региону необходимо дополнительно рассказывать о планируемых работах по благоустройству, где нужно активнее общаться с жителями. «После 30 мая проект не закончится. В дальнейшем мы будем расширять функционал платформы с тем, чтобы это был постоянный, живой механизм», –

отметил замминистра

Также он пояснил, что проект не будет ограничен только голосованием – в частности, после голосования пользователю будет поступать актуальная информация по работе над объектом, за который он голосовал, планируется наладить механизм обратной связи. Например, будет исследоваться, голосовал ли гражданин за тот или иной объект, удовлетворен ли он тем, как объект реализован, слышал ли вообще о комфортной городской среде и т.п. Субъекты РФ будут составлять графики работы по конкретным объектам благоустройства, и обратная связь с гражданами, по мнению чиновников, позволит отслеживать соблюдение предусмотренных сроков реализации и оперативно реагировать на отклонения. Таким образом, задача платформы – не только рассказывать о возможностях жителей активно участвовать в жизни города, но и охватить как можно больше разных групп населения для учета их мнения при благоустройстве.

Об обратной связи говорил и вице-премьер Марат Хуснуллин, подчеркнув, что общероссийская платформа должна упростить получение обратной связи от граждан и помочь местным властям сформировать списки территорий на благоустройство с учетом потребностей жителей.

Оцените статью
Добавить комментарий