Деятельность МСУ нуждается в соответствующем финансировании — к такому выводу пришли на заседании Совета Федерации под председательством Первого вице-спикера СФ Андрея Турчака, которое было посвящено «Актуальным вопросам финансового обеспечения реализации полномочий органов МСУ».
Во вступительном слове первый заместитель председателя СФ отметил, что страна находится в условиях новой геополитической и экономической реальности. И эта реальность оказывает влияние на все процессы. Сегодня как никогда важна быстрая и эффективная работа всех органов власти, включая органы местного самоуправления.
В последние годы в целях финансовой устойчивости и самостоятельности бюджетов муниципалитетов на федеральном уровне реализован ряд значимых решений. В частности, смягчены условия предоставления субсидий и трансфертов. Благодаря законодательным инициативам Совета Федерации получили широкое распространение практики инициативного бюджетирования. По решению Президента с 2020 года с 40 миллионов до 1 миллиарда рублей увеличен призовой фонд Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика». Теперь гранты победителям составляют до 50 миллионов рублей».
«Вместе с тем, несмотря на все принимаемые меры, проблема низкой бюджетной обеспеченности большинства муниципалитетов по‑прежнему стоит остро. Объем доходов местных бюджетов в процентах к ВВП страны год от года сокращается», —
сказал Андрей Турчак.
Кроме того, растет зависимость деятельности МСУ от межбюджетных трансфертов. В прошлом году в общем объеме доходов местных бюджетов 63 % приходилось на безвозмездные поступления. Это на 8 % больше, чем годом ранее. Внушительным остается долг муниципалитетов. Он составляет почти 380 млрд. рублей. Причем в структуре долга наибольшую долю занимают банковские кредиты. Большую часть собственных доходов местных бюджетов составляют отчисления от НДФЛ.
Вместе с тем, местные налоги так и не стали значимым фактором в формировании бюджетов муниципалитетов. Требуется ряд системных мер для изменения ситуации.
Крайне важно, уверен сенатор, провести инвентаризацию и оценить «стоимость» всех полномочий в рамках деятельности МСУ. Для этого он предложил создать общедоступный электронный реестр всех полномочий МСУ. А затем провести оценку расходов.
Еще одна немаловажная задача — ревизия долговой политики МСУ. Для регионов в этой сфере принят ряд значимых решений. В первую очередь, по замещению коммерческих кредитов бюджетными. Такую же работу надо провести и в отношении муниципалитетов.
Муниципалитетам следует повышать эффективность администрирования своих доходов. Активизировать работу по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов. Шире использовать механизм муниципально-частного партнерства для привлечения инвестиций. При этом он отметил, что ситуация в финансовой сфере непростая. Сейчас продолжается подготовка нового закона о местном самоуправлении. И роль этого уровня власти будет только возрастать. Крайне важно, сделать так, чтобы у МСУ были в руках надежные инструменты для эффективной реализации своих полномочий.
Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко подчеркнул, что тема финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления является одной из самых актуальных для всех регионов и муниципалитетов нашей страны. В нынешних непростых условиях эти вопросы имеют особое значение.
Сенатор поделился проблемами, озвученными субъектами Российской Федерации. «Недостаточность бюджетных средств на деятельность МСУ по эффективному решению вопросов местного значения. Это давняя и до сих пор не решенная проблема, которая по‑прежнему актуальна для большинства муниципалитетов. Особенно сложно муниципалитетам справляться с так называемыми ресурсоемкими полномочиями. Это полномочия, связанные, прежде всего с созданием и эксплуатацией инженерных систем, в том числе систем коммунальной инфраструктуры (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение)», —
подчеркнул законодатель.
По его словам, эта проблема усугубляется еще и тем, что в значительной части муниципалитетов отсутствуют средства не только на строительство таких объектов, но и на разработку проектно-сметной документации на них. А ведь именно отсутствие этой документации зачастую не позволяет им получать поддержку от органов госвласти в виде софинансирования, участвовать в федеральных и региональных программах.
Андрей Шевченко предложил подумать о совершенствовании процедур внесения изменений в бюджетную роспись местного бюджета. Эта мера повысит оперативность управления средствами на местах, тем более, что аналогичная норма уже имеется для случаев поступления межбюджетных трансфертов в бюджеты регионов.
Глава Комитета СФ считает важным рассмотреть вопрос о предоставлении из федерального бюджета субсидий в целях частичного возмещения затрат муниципалитетов на обеспечение антитеррористической защищенности объектов образования.
В обсуждении приняли участие председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко, сенаторы Российской Федерации, первый заместитель Министра финансов РФ Леонид Горнин, аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова, заместитель Министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков, губернатор Пензенской области Олег Мельниченко, представители местных органов власти.
По материалам пресс-службы Совета Федерации