В РОДНОЕ ПРОСТОКВАШИНО

Сельский туризм Стратегия развития

В Госдуму внесен обновленный законопроект о сельском туризме в России. В нем будут определены условия оказания услуг, полномочия правительства по регулированию и господдержке этого направления. При грамотном подходе, объекты сельского туризма в России станут центром притяжения ресурсов и основой для развития смежных видов деятельности на сельских территориях.

«Сельский туризм в России набирает с каждым годом все большую популярность. Городским жителям он дает возможность с комфортом отдохнуть на природе, познакомиться с историко-культурным наследием, попробовать местные продукты, понаблюдать за животными, поучаствовать в народных гуляньях – и еще многое другое. Для деревень это новый источник дохода, дополнительные рабочие места, возможность для предпринимательства и повышения качества жизни».

Виктор Кидяев, депутат Государственной Думы

Что такое сельский туризм?

Сельский туризм – тема модная и актуальная. О нем много говорят, возлагают на него надежды. При этом однозначного понимания, что это такое, нет. В ходу множество трактовок.

В узком понимании – это агротуризм, предметом которого становятся какие-либо сельскохозяйственные работы. В широком… А вот тут правильнее говорить о туризме в сельской местности, который может включать что угодно. На вскидку – эко-, гастро- и даже этнографический туризм. И список отнюдь не окончательный. При большом желании расширять границы агротуризма можно чуть ли не до бесконечности. Скажем, мельница – архитектурный памятник – к какому туризму относится? А деревенский хутор, на котором произошли исторические события?

Поскольку руководство страны всерьез взялось за эту тему и на поддержку туризма выделяются немалые средства, то разнобой в терминах недопустим. В законопроекте о развитии в Российской Федерации сельского туризма под собственно сельским туризмом понимается посещение туристами сельской местности или малых городов России, где им будут предоставляться услуги по временному размещению, питанию, организации досуга и экскурсий.

Отдельно выделяется аграрный туризм как особый вид сельского туризма в России с посещением сельскохозяйственных производств или участием в сельхозработах.

Развитие сельского туризма в России

Чем сельский туризм интересен?

Во всем мире уже не одно столетие актуален тренд на рост доли городского населения. Мегаполисы множатся, растут вширь и ввысь. Но в них люди отрываются от своей исконной природы. Бешеный ритм современной жизни угнетает человека, влияет на его психологическое и физическое здоровье. И это приводит к растущему спросу на отдых в тиши сельской пасторали. Именно жителей крупных городов стоит рассматривать как потребителей сельского турпродукта. Для многих из них, особенно для тех, кто родом из деревни, это жизненная необходимость.

По другую сторону этого вида туризма – небольшие сельхозпроизводители. Они объективно проигрывают конкуренцию на рынке крупным хозяйствам, способным эффективно контролировать издержки. Фермерская продукция всегда дороже, а ее рыночная ниша не столь широка. И дополнительные доходы от туристов как нельзя кстати, чтобы хозяйства могли выживать и развиваться.

Когда и где зародился сельский туризм?

Точно на этот вопрос не ответит никто. Однозначно, что это было не в нынешнем и даже не в прошлом веке. С появлением первых промышленных городов люди узнали, что такое стресс. А одним из средств спасения от него и стало бегство из городов на лоно природы. Так родился спрос на сельский туризм. Возможности для него появились одновременно с отпусками, то есть продолжительным временем для отдыха. А это, скорее всего, начало XIX века, ведь из исторических хроник известно, что еще Наполеон Бонапарт предоставлял своим служащим ежегодный отдых. Как вариант – первыми агротуристами были чиновники, клерки или рабочие, уезжавшие в отпуск в родную деревню.

Конечно, были отпуска и в Древнем Риме, именно от них пошло слово каникулы. Но стоит ли считать разъезжавшихся по поместьям римлян туристами? Однозначно и не скажешь, пусть каждый читатель решит это сам.

Почему сельский туризм интересен государству?

Логичен вопрос: если в деревне так хорошо, почему сельские жители так стремятся уехать в город? Ответ понятен – люди едут туда, где могут заработать. Практически во всех странах основные деньги крутятся в мегаполисах. В селах и в небольших городках на душу населения их объективно меньше.

Сельский туризм сам по себе содействует перетеканию средств из крупных городов в села. Люди ведь платят за свой отдых! А это способствует повышению уровня жизни на селе. Уже давно и стократно проверено, что при грамотном подходе на горожанах-туристах сельчане могут заработать значительно больше, чем только трудом на полях.

Другой момент – туристам надо создавать привычные им комфортные условия, чтобы они охотнее расставались с деньгами. А это как минимум развитая инфраструктура, полный набор «удобств», чем у нас, увы, пока не все деревни и села могут похвастать. Ключевое слово – пока, поскольку принята госпрограмма развития сельских территорий. Ну а пользоваться ровными дорогами, бесперебойным Интернетом, газо- и водопроводами, канализацией будут все – и приезжие, и местные.

Уже из этих двух пунктов вытекают простые выводы: доходы тружеников села вырастут, а их жизнь станет комфортнее. Значит, молодежь лишний раз задумается – а стоит ли уезжать в пугающую неизвестность большого города?

Ну и наконец помимо обустройства села, развития среднего и особенно малого бизнеса, смягчения внутреннего миграционного потока государство вправе рассчитывать и на дополнительные поступления в бюджет.

А как за границей?

Всемирная туристская организация объявила 2020 год Годом сельского и экологического туризма. И неспроста. По популярности в Европе этот вид отдыха занимает второе место после пляжного. Правительства считают его важной частью комплексного социально-экономического развития села, средством сокращения разрыва между отсталыми сельскими районами и территориями с развитой экономикой.

Массовым направлением отдыха в Западной Европе агротуризм стал в 50-60-е годы прошлого века. Это было своего рода реакцией на очередную волну оттока сельских жителей в города с одной стороны, промышленное развитие и интенсификацию труда с другой.

С 1972 года сельский туризм начали выделять как отдельную отрасль экономики, которая отличается устойчивым развитием. В Европе в нем задействовано около 100 тысяч ферм. Доходы, по самым скромным оценкам (речь только об агротуризме в его узком понимании), составляют сотни миллионов евро.

Признанными лидерами сельского туризма считаются Испания, Италия, Ирландия, Швейцария и страны Скандинавии. В соседней с нами Финляндии, не избалованной теплым климатом, многие хозяйства получают до 50% доходов именно от посетителей. Да и в Польше в последние годы сельский туризм бурно развивается и уже оценивается в 4% ВВП!

Один из трендов – развитие международного агротуризма, который предоставляет уникальную возможность не только отдохнуть на природе, но и погрузиться в аутентичную среду того или иного региона. И чем более самобытна сельская культура, тем более она интересна другим.

Во Франции ежегодно, за исключением 2020 года, сельские районы страны посещало более 5 млн человек. Да и как туда не поехать? Роскошные виды, потрясающая экология, знаменитая на весь мир культура, средневековые замки, гастрономические изыски…

Кстати, во Франции качество отдыха контролируется и сертифицируется DDАSS – Министерством охраны здоровья и социального обеспечения и Министерством молодежи и спорта. Требовательный европейский турист должен понимать, за что именно он платит деньги и вправе требовать продукт, соответствующий его ожиданиям.

А что у нас?

Скажем сразу, сельский туризм в стране есть. По некоторым данным, ежегодно 8 млн человек отправляются в деревни на отдых. Несколько менее радужная картина с организованным сельским туризмом. Развитие идет и оно заметно, но работы по-прежнему непочатый край.

Объекты сельского туризма появились в подавляющем большинстве регионов страны. Приглашают к себе туристов около 1000 хозяйств, созданы мастерские народных промыслов, музеи традиционного быта и т.д. Но этого для нашей необъятной страны недостаточно.

Цивилизованный рынок пока не сложился и находится в начальной стадии формирования. Многие фермеры не обладают достаточными знаниями для работы с туристами; индустрия отдыха в большинстве хозяйств представлена единичными программами, ориентированными на короткое пребывание. Узок круг потенциальных потребителей. Сейчас типичный российский турист, желающий отдохнуть на селе, – это человек со средним или высшим образованием и доходами выше среднего. Ну а о глобальных проблемах с инфраструктурой в большинстве регионов и слабом продвижении турпродукта не говорил только ленивый.

Какие регионы предпочтительнее для сельского туризма?

По данным Минсельхоза России, лидерами по развитию агротуризма на сегодняшний день стали южные и центральные регионы страны. В теплых краях туристам интересны виноградники и винодельни, чайные плантации, садоводческие хозяйства, пасеки, рыбные хозяйства, востребованы комплексные продукты. В центральных регионах страны пользуются спросом животноводческие хозяйства, конные клубы, рыбные хозяйства, пасеки и сыроварни.

Если говорить о туризме в сельской местности, то по оценкам Федерального агентства по туризму наибольших успехов добились Белгородская, Ленинградская, Калужская, Калининградская, Московская, Тамбовская, Тульская области, республики Карелия, Коми, Чувашия и Алтайский край. Они раньше других разработали и внедрили региональные целевые программы развития сельского туризма и сделали их приоритетными.

Как говорилось выше, заманчивые предложения для туристов есть практически во всех регионах страны. Неудивительно, что появились сайты-агрегаторы услуг сельского туризма, на которых можно подобрать подходящий вариант отдыха.

В чем специфика российского сельского туризма?

Начнем с масштабов. Пока нам далеко до европейских лидеров. Сейчас доля сельского туризма в общем объеме туристических услуг в России оценивается разными экспертами в 2–6%, тогда как в Европе она от 15 до 50%. Однако дорогу осилит идущий, а поступательное движение заметно невооруженным взглядом.

Следующий момент – формат турпоездки. Типичная продолжительность сельского турне в Европе – от недели, а многие семьи проводят на природе весь свой отпуск. У нас картина иная. Наибольшей популярностью пользуются туры выходного дня. Глотнули горожане свежего воздуха и экзотики – и назад. А отпуск – либо на курортах, либо на даче. Длительные поездки в село сейчас скорее эксклюзивное направление для узкой целевой аудитории. Нельзя сказать, что это плохо, ибо это специфика спроса. А если спрос есть, его надо поощрять, в том числе развитием предложения.

Если говорить об агротуризме, то наиболее эффективной оказалась модель фермерского хозяйства с гостевыми домами. Однако у нас, в отличие от Европы, их создают не потомственные крестьяне, а переехавшие в деревню городские жители. Они лучше понимают потребности жителей мегаполиса, гибче подходят к пожеланиям клиентов, легче находят источники финансирования.

В сельском туризме набирают популярность стилизованные туристические деревни, в том числе этнографические. Во многих регионах проводятся событийные мероприятия, организаторами которых становятся местные власти и ведущие сельхозкомпании. Пусть акции и выглядят разовыми, но это долгосрочная работа на бренд как агрофирмы, так и региона в целом.

Какие перспективы у российского сельского туризма?

Как и просторы нашей страны – широчайшие. По подсчетам экспертов рентабельность сельского туризма в России может составлять 15–30%, а потенциальный финансовый эффект в общенациональном масштабе может достигать 30 млрд руб. в год.

2020 год стал лучшим для этого направления за все время – из-за закрытия границ люди активно искали варианты отдыха и развлечений внутри страны. Теперь надо создавать базу для дальнейшего развития.

«Новая версия законопроекта дополнена нормой, распространяющей возможности сельского туризма на малые города. Это могут быть города численностью до 30 или даже до 50 тысяч человек. В Российской Федерации около 800 таких городов, среди которых Суздаль, Углич, Таруса и другие признанные туристические центры. Мы дадим этим городам новый инструмент развития территорий, пополнения местных бюджетов и создания рабочих мест».

Виктор Кидяев, депутат Государственной Думы

Что надо делать?

Как всегда, нужно создать качественный продукт и преподнести его потребителю. Одним словом, маркетинг.

Турист в первую очередь едет за впечатлениями. Вот их и надо обеспечить – создать локации, проложить маршруты, обеспечить возможности для изучения традиций, культуры и истории страны.

Турпродукт нужен комплексный. Он должен собираться как мозаика из разных элементов и подстраиваться под интересы конкретного потребителя. Возможность выбора, когда в получасе езды находится сразу несколько интересных объектов, всегда создает дополнительную ценность. Синергетический эффект творит чудеса. Простой пример. Фанат сыра хочет узнать, как делают его любимый продукт. Нет проблем – сыроварен много. Но вот сколько времени человеку будет интересно находиться даже на самой лучшей из них? Скорее всего, несколько часов, включая неспешную дегустацию. А вот если предложить посещение молочных ферм и окрестных достопримечательностей, конные походы вдоль заливных лугов, возможность стать участником костюмированного представления и т.п., то эмоции и впечатления турист будет собирать уже несколько дней. А если все это наложить на проживание в гостевом доме на берегу живописного озера?

Эти же элементы с добавлением других локаций того же региона можно скомбинировать и под тур для поклонников здорового образа жизни, и для гурманов, да и просто горожан, желающих узнать, как живет село, и не ужаснуться. Память о прекрасной, насыщенной событиями поездке останется у туриста надолго. И возможно, на следующий год приедут его друзья и знакомые.

Важнейший этап – продвижение продукта. Через СМИ и активные коммуникации в социальных сетях нужно одновременно создавать моду на сельский туризм среди жителей городов и заниматься популяризацией конкретных туров и объектов.

Разрозненным представителям мелкого и среднего агротурбизнеса вряд ли по силам создать качественный комбинированный продукт и достойно представить его на рынке. А вот региональные и муниципальные власти могут провести необходимую организационную работу. Государство же со своей стороны должно оказывать финансовую поддержку, содействовать в создании инфраструктуры для наиболее перспективных проектов.

Оцените статью
Добавить комментарий