Цифровизация муниципалитетов и госуправления требует создания единой цифровой среды подготовки правовых документов может стать эффективным механизмом информационного взаимодействия между всеми участниками законодательной процедуры. Это поможет формировать единые подходы к концепциям изменений документов, обеспечит оперативную работу сотрудников государственных структур, ускорит вопросы межведомственного согласования инициатив.
Об этом заявила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова. Сенатор провела круглый стол на тему «Лучшие региональные практики в сфере цифровизации государственного и муниципального управления». В мероприятии, которое прошло в рамках подготовки заседания Совета по развитию цифровой экономики при СФ, приняли участие первый заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Владимир Кожин, представители федеральных и региональных органов государственной власти, научного и экспертного сообщества.
Ирина Рукавишникова напомнила, что в соответствии с Указом Президента РФ цифровая трансформация — одна из национальных целей развития России, которая должна быть достигнута к 2030 году. «Согласно федеральному проекту «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика» к 2024 году все наиболее востребованные государственные услуги должны быть доступны без необходимости личного посещения государственных органов и организаций. На региональном уровне в соответствии с поручением Президента России утверждены региональные стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления в целях достижения их «цифровой зрелости».
В стратегии включены шесть направлений цифровой трансформации: здравоохранение, образование, транспорт, развитие городской среды, государственное управление и социальная сфера, отметила Ирина Рукавишникова. «Сейчас мы видим, что у субъектов РФ в основном есть две возможности в сфере цифровой трансформации: развивать сервисы и проекты, внедряемые на федеральном уровне – за счет федерального финансирования. И вторая возможность, которой пользуются большинство регионов – дополнительно разрабатывать собственные проекты по востребованным направлениям. это, безусловно, ускоряет процессы цифровизации, поскольку позволяет учитывать региональные специфику и потребности».
Регионы, в той или иной степени развивающие собственные решения, становятся площадками для обкатки передовых технологий, их позитивный опыт может быть масштабирован в будущем, отметила сенатор. «Уже сейчас внедряются системы искусственного интеллекта в таких сферах, как здравоохранение, ЖКХ, дорожное движение, государственное управление, активно развивается промышленный интернет и беспроводная связь, региональные сервисы предоставления государственных и муниципальных услуг, внедряются решения с использованием больших данных».
Среди наиболее активных субъектов сенатор назвала Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Республики Адыгею, Татарстан, Башкортостан, Мордовию, Удмуртию, Кемеровскую, Курскую, Липецкую, Ростовскую, Ульяновскую, Самарскую, Челябинскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. «Очень интересные проекты по внедрению блокчейна в госуправлении предлагает развивать Чеченская Республика Своим опытом могут поделиться и другие регионы».
Еще один важный вопрос – ресурсное обеспечение и устранение цифрового неравенства в субъектах, сказала Ирина Рукавишникова. «Реализация проектов требует высокого уровня развития цифровой инфраструктуры, в первую очередь – доступа населения и органов власти к широкополосному интернету и качественной связи».
Парламентарий напомнила, что сенаторы внесли поправки в проект федерального бюджета на 2023 г., которые предусматривают, в том числе, выделение дополнительных средств в размере более 8 млрд руб. на обеспечение небольших населенных пунктов качественной связью и интернетом в рамках соответствующей федеральной программы. Благодаря этим средствам в следующем году доступ к высокоскоростному интернету получат жители более чем двух тысяч населенных пунктов в нашей стране.
Сенатор подробно остановилась на вопросе цифровизации региональных парламентов. «Сегодня в стране активно проводятся мероприятия по цифровой трансформации органов государственной власти, вместе с тем, они по большей части ориентированы на органы исполнительной власти федерального и регионального уровня. Анализ информационно-технологического взаимодействия между Советом Федерации и регионами выявил серьезное отставание в уровне использования цифровых технологий в законодательных органах субъектов. В аналогичной ситуации находятся и контрольно-счетные органы регионов».
Основные причины этого, считает Ирина Рукавишникова, связаны с отсутствием комплексного системного подхода к цифровизации законодательной ветви власти, недостаточностью ресурсного обеспечения, отсутствием механизма распространения лучших практик в сфере цифровизации, а также с дефицитом квалифицированных кадров.
Совет Федерации как палата регионов может оказать методическую поддержку законодательным органам субъектов Федерации, а также стать центральным звеном в структуре цифрового взаимодействия законодательных органов регионов. «В контексте цифровизации парламентской деятельности очень актуален вопрос внедрения современных технологий в целом в процесс нормотворчества»,
— подчеркнула Ирина Рукавишникова.
Об информационной системе «Правовая помощь» рассказала и.о. заместителя директора Департамента развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг Минюста России Инга Меликян. О разработке государственной информационной системы «Нормотворчество» проинформировал заместитель директора Правового департамента Министерства экономического развития Российской Федерации Виталий Техтелев. Заместитель председателя Курской областной Думы Константин Комков рассказал об опыте регионального парламента по цифровизации его деятельности.
В ходе мероприятия участники обменялись лучшими федеральными и региональными практиками в сфере цифровизации госуправления.
Также были затронуты темы, связанные с доверием граждан к цифровым решениям, используемым в законодательной деятельности, с рисками и ограничениями при реализации ускоренной цифровизации муниципалитетов, обсуждены вопросы правового обеспечения развития институтов публичной власти в условиях цифровой трансформации.
По материалам пресс-службы Совета Федерации РФ