Главная страница » В тесном сотрудничестве с ОКМО

В тесном сотрудничестве с ОКМО

около Amati

Совет муниципальных образований Тюменской области в рамках сотрудничества с Общероссийским Конгрессом муниципальных образований (ОКМО) сумел найти эффективные механизмы экспертной и правовой оценки своих законодательных инициатив.

Одно из направлений деятельности Совета муниципальных образований Тюменской области — совершенствование областного и федерального законодательства.

Вопросы, требующие дополнительного правового регулирования, выявляются в ходе работы органов местного самоуправления. Однако Совет правом законодательной инициативы ни в областном, ни в федеральном парламентах не обладает, поэтому подготовленные им проекты, вносятся от имени лиц, которые таким правом наделены, например, от имени депутатов областного или местного представительного органа.

Виктор Воллерт

Особенность практики Совета заключается в том, что, в случае, если для решения вопроса требуются изменения федерального закона, то еще до внесения предложений в законодательный орган мнение об актуальности проблемы и концепции предлагаемого документа выясняется у максимального числа органов МСУ на всей территории РФ. Для этого используется механизм сотрудничества с Общероссийским конгрессом муниципальных образований (ОКМО).

Например, в 2021 году Администрацией Тобольского муниципального района Тюменской области была выявлена проблема недостаточной правовой определенности процедуры продажи земельных долей.

Так, пунктом 4 статьи 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган МСУ вправе продать ее сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.

Егор Быстров

Однако законом не урегулирован вопрос о порядке действия органов местного самоуправления в случае, если на приобретение земельной доли подана более, чем одна заявка.

Острота проблемы была подтверждена в ходе опроса органов МСУ из разных регионов Российской Федерации, проведенного по обращению Совета муниципальных образований Тюменской области Общероссийским конгрессом муниципальных образований (60 из 69 респондентов из разных субъектов страны ответили, что сталкивались с этим пробелом в праве).

В результате был разработан и внесен в Тюменскую областную Думу проект федерального закона «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Олег Збанацкий

Авторы документа предлагают ввести в закон простой способ правового регулирования известный как first to file, устанавливающий приоритетное право за первым заявителем.

Аналогичный способ разрешения споров используется в Земельном Кодексе Российской Федерации (например, в подпункте 3 пункта 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

Принятие законопроекта позволит устранить выявленный пробел в праве, и тем самым создаст условия для скорейшего вовлечения в оборот земельных долей и площадей сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Тюменской областной Думе. На него поступили положительные заключения регионального правительства и правового управления областного парламента. После принятия соответствующего постановления законопроект будет направлен на заключение в Правительство Российской Федерации, а затем внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Таким образом, использование механизмов сотрудничества с Общероссийским конгрессом муниципальных образований (ОКМО) стало хоть и не предусмотренным регламентами, но очень полезным этапом для «обкатки» на уровне органов местного самоуправления готовящихся проектов федеральных законов.

Виктор Воллерт, Председатель Президиума

 СМО Тюменской области

Егор Быстров, Управляющий

делами СМО Тюменской области

Олег Збанацкий, кандидат биологических наук

Статьи по теме